Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конституция рф 2021 краткое содержание». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Конституция Российской Федерации
Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
соединенные общей судьбой на своей земле,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
сознавая себя частью мирового сообщества,
принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Раздел первый
Конституция Российской Федерации
1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Структура Конституции Российской Федерации
1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Новой статьей 67.1 Конституции РФ определено, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия для детей, способствующие их развитию:
- духовному,
- нравственному,
- интеллектуальному,
- физическому.
Государство уделяет внимание воспитанию в детях:
- патриотизма,
- гражданственности,
- уважения к старшим.
В статье указано, что:
Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.
Новой редакцией статьи 68 Конституции РФ установлено, что русский язык — это язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации. Именно по этой причине он является государственным.
Также в статью добавлен новый пункт 4, в соответствии с которым:
Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.
Статья 69 Конституции РФ в новой редакции регламентирует обязанность государства защищать культурную самобытность всех народов и этнических общностей РФ и сохранять этнокультурное и языковое многообразие. РФ обязуется оказывать поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в сохранении общероссийской культурной идентичности, защите их прав и интересов.
Статья 75 Конституции РФ в новой редакции определяет, что:
Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав.
Статья 81 Конституции РФ устанавливает требования к лицу, занимающему должность Президента РФ. Это может быть:
- гражданин Российской Федерации;
- в возрасте не моложе 35 лет;
- постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет;
- не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории иностранного государства.
Отдельно отмечено, что:
Требование к кандидату на должность Президента РФ об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в РФ в соответствии с федеральным конституционным законом.
То есть жители Крыма смогут претендовать на должность главы государства на общих основаниях.
Президенту РФ запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков. Но ограничение числа сроков пребывания на посту президента не распространяется на лицо, занимавшее должность Президента РФ до принятия поправок. Для такого лица сохраняется возможность занимать должность Президента РФ в течение еще двух сроков.
Статьей 83 Основного закона регламентировано право президента назначать на должности:
- председателя Правительства РФ;
- заместителей главы правительства;
- федеральных министров.
Их кандидатуры должны быть утверждены Государственной Думой по представлению Президента РФ. Аналогично у главы государства есть право освободить председателя Правительства РФ от должности или принять его отставку.
Президент РФ назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами:
- обороны,
- безопасности государства,
- внутренних дел,
- юстиции,
- иностранных дел,
- предотвращения ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий,
- общественной безопасности.
Для этого утверждение Госдумой не требуется. Генеральный прокурор РФ, его заместители назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом РФ. Глава государства представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность:
- председателя Конституционного Суда РФ и его заместителей;
- судей Конституционного Суда РФ;
- председателя Верховного Суда РФ и его заместителей;
- судей Верховного Суда РФ;
- председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты.
Он лично имеет право назначать председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов. Президент РФ формирует Государственный Совет РФ, а также Совет Безопасности РФ. Последний формируется в целях:
- содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства;
- для поддержания гражданского мира и согласия в стране;
- для охраны суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз.
Президент возглавляет Совет Безопасности РФ, а его статус определяется федеральным законом.
Новая статья 92.1 Конституции РФ вводит гарантии для президента РФ, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или по состоянию здоровья. Такой гражданин обладает неприкосновенностью, которой может быть лишен только в порядке, определенном статьей 93 Конституции РФ. Другие гарантии бывшим президентам могут быть установлены федеральным законодательством.
Статьей 95 Конституции РФ узаконено до этого обиходное название членов Совета Федерации — сенаторы РФ. Установлено, что президент, прекративший свои полномочия, получает право на пожизненное звание сенатора РФ, от которого вправе отказаться. В состав Совфеда входит не более 30 сенаторов, назначенных президентов, из которых не более 7 человек могут быть назначены пожизненно. Это должны быть граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
Сенатором РФ может стать человек, который:
- является гражданином РФ;
- не младше 30 лет;
- постоянно проживает в России;
- не имеет гражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории иностранного государства.
Сенаторам запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ. Аналогичный запрет распространяется на депутатов Государственной думы.
В число полномочий Федерального собрания включили:
- лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;
- назначение на должность по представлению главы государства председателя КС РФ и его заместителя, судей КС РФ, председателя ВС РФ и его заместителе, судей ВС РФ;
- проведение консультаций по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ и его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур;
- проведение консультаций по предложенным главой государства кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
- заслушивание ежегодных докладов генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в стране.
Дополнительные обязанности приведены в новой редакции статьи 103 Основного закона РФ. Новая статья 103.1 Конституции РФ гласит, что:
Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.
Статьей 77 Конституции РФ установлены требования к человеку, который претендует на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Это может быть:
- гражданин РФ;
- в возрасте старше 30 лет;
- постоянно проживающий в Российской Федерации;
- не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории иностранного государства.
После занятия высшей должности в субъекте РФ гражданину запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России. Дополнительные требования к высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) могут быть установлены федеральным законодательством.
Аналогичные требования и ограничения предусмотрены новой редакцией статьи 78 Конституции РФ по отношению к руководителям федеральных государственных органов.
Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в РФ. Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления.
Комментарий к главе 1
Комментарий к главе 2
Комментарий к главе 3
Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.
(Статья дополнительно включена с 4 июля 2020 года Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ)
Поправки в Конституцию РФ вступили в силу: краткий обзор изменений
Комментарий к главе 4
Комментарий к главе 5
Комментарий к главе 6
Главный юридический документ страны не только определяет состояние общества и государства. Он сам является отражением этого состояния и следствием радикальных изменений.
На рубеже восьмидесятых и девяностых годов двадцатого столетия перестал существовать Советский Союз, а вместо него образовались суверенные государства, которые некогда были союзными республиками. Самая большая из них – РСФСР стала Российской Федерацией. Конституция уже распавшегося Советского Союза не могла быть основой построения нового государства. По этой причине в 1993 году была принята Конституция Российской Федерации. Она имела принципиальные отличия от советского варианта 1978 года.
Конституция Российской Федерации (с изменениями на 14 марта 2020 года)
Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
Соединенные общей судьбой на своей земле,
Утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
Сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
Исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
Чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
Возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,
Стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
Исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
Сознавая себя частью мирового сообщества,
Принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Со дня опубликования в «Российской газете» – 25 декабря 1993 года.
Структура Конституция
Вот ещё краткая характеристика Конституции: она состоит из Преамбулы и 2-х разделов.
Преамбула | Провозглашает что:
|
Первый раздел | Включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих:
|
Второй раздел | Определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм. |
Инициировать изменение Конституции могут только:
- Президент;
- Совет Федерации;
- Государственная Дума;
- Правительство;
- законодательные органы регионов;
- группа не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Госдумы.
Изменения Конституции (кроме отдельных глав) оформляют в виде федерального конституционного закона (ФКЗ), принимаемого Госдумой и Советом Федерации, и одобренного законодательными органами не менее 2/3 регионов России.
Главы, касающиеся основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, а также порядка пересмотра Конституции, изменяются только по решению Конституционного собрания. Его созывают в случае если предложение об изменении поддержано 3/5 голосов членов Совета Федерации и депутатов Госдумы. Конституционное собрание может само принять новый текст Конституции либо может вынести этот вопрос на всенародное голосование.
Одним из важных изменений является дополнение статьи 79 Конституции, буквальный смысл которого сводится к тому, что решения межгосударственных органов не должны исполняться на территории России, если такие решения противоречат российской Конституции.
Некоторые комментаторы расценивают смысл этой поправки как установление приоритета внутреннего российского права над международным. Но это далеко не так. Приоритет международного права по-прежнему закрепляется 15-й статьей Конституции, и данную статью обсуждаемый пакет поправок никак не затрагивает, поскольку она находится в 1-й главе Конституции, изменение норм которой повлечет за собой “де-юре” принятие новой Конституции, для чего потребуется созыв Конституционного собрания или референдум.
Очевидно, что в ближайшее время власти ничего подобного не планируют. Об этом в четверг, 23 января, заявил и Владимир Путин. В своем выступлении он отметил, что Россия не уходит от признания приоритета международного права, но важно, чтобы решения межгосударственных органов не вступали бы в противоречия с российской Конституцией. На практике это означает, что Россия, например, получит легальную основу для отказа от исполнения решений ЕСПЧ или Гаагского суда.
Плюсы
Россия на законных основаниях сможет игнорировать некоторые негативные для себя решения межгосударственных органов, что, например, позволит экономить бюджетные средства на выплатах по отдельным решениям международных судов.
Минусы
Так называемая “пятая инстанция правосудия” станет формальной для российских граждан, обращающихся за защитой своих прав в международные суды.
Зачем это нужно? На сегодняшний день возможность отказа исполнения некоторых решений межгосударственных органов у России уже есть, поскольку это предусмотрено постановлением Конституционного суда 2013 года по делу Маркина за номером №27-П. Тем не менее закрепление данного правила в Конституции, безусловно, выглядит более солидным и убедительным и не может быть легко отменено.
Самые важные поправки в действующую Конституцию затрагивают вопросы перераспределения властных полномочий между различными ветвями власти с закреплением роли Госсовета, органом, который будет определять основные направления внешней и внутренней политики государства и принципы его социально-экономического развития. По сути речь идет о транзите власти. У нас на глазах выстраивается новая политическая система, основанная на сдержках и противовесах. Серьезно ограничиваются права Президента, при этом Россия по-прежнему остается президентской республикой.
Возрастает роль, а вместе с ней и ответственность депутатов Государственной думы и сенаторов. Так, Госдума получает право утверждать премьера и кабинет министров, а без консультирования с Советом Федерации Президент не сможет назначать руководителей исполнительных органов, в том числе руководителей силовых ведомств, а также прокуроров.
Плюсы
Новая система власти не позволит Президенту, а мы понимаем под этим именно «следующего Президента», поменять политический и экономический курс страны одним росчерком пера, как это в своё время, к примеру, сделали М.С. Горбачев и Б.Н. Ельцин. Усилится роль народных избранников, и вместе с этим новые обязанности депутатов заставят политические партии выдвигать своих кандидатов с учетом их профессиональных навыков в сфере политики, экономики и т.д. В этой связи, возможно, в ближайшее время мы увидим на политической арене новые партии, новые политические платформы, появятся новые идеи… Хотелось бы увидеть.
Минусы
● Распределение властных полномочий преследует цели прочного закрепления существующего политического курса страны. И если для внешней политики это хорошо, то в отношении внутренней политики вызывает большие сомнения. Последние годы мы наблюдаем, как государство последовательно отказывается от своих социальных обязательств, не дает возможности развиваться отечественному малому и среднему бизнесу, игнорирует мнения людей, чья гражданская позиция отличается от общепринятой, а иногда и применяет в отношении таких людей силовые методы.
● Закрепляется роль нового органа власти – Госсовета. На сегодняшний день мы не знаем, каким образом будет формироваться его состав, кто будет председательствовать и, самое главное, какими конкретными властными полномочиями будет наделен этот орган. Все, что нам известно, – это то, что Госсовет будет формироваться Президентом, а статус и полномочия Госсовета в будущем будут определены специальным федеральным законом. То есть по факту сейчас мы вынуждены голосовать за данную поправку в Конституцию вслепую, не зная, чем это конкретно обернется для нас в дальнейшем.
Зачем это нужно? Действующая власть и крупный бизнес очевидно хотят сохранить свои позиции после смены Президента в 2024 году. Кроме этого, не исключено, что Президент, вероятно, готовит ходы для своего отступления. Так ли это? Будет видно после того, как мы увидим конкретику в поправках в федеральное законодательство, которые последуют вслед за принятием поправок в Конституцию.
Наряду с перераспределением власти, поправки в Конституцию устанавливают новые требования к Президенту, чиновникам, депутатам и судьям. Главным требованием является недопустимость наличия иностранного гражданства или вида на жительство у лиц, занимающих государственные должности.
Плюсы
Страной будут управлять люди, заинтересованные в процветании и развитии России. Те люди, которые связывают с Россией своё прошлое и будущее.
- Алгебра
- Геометрия
- Биология
- Всемирная история
- География
- Информатика
- История России
- Обществознание
- Русский язык
- Физика
- Химия
- Периодическая система химических элементов и учение о строении атома
- Основные сведения о строении атома
- Синтетические полимеры
- Классификация полимеров. Искусственные полимеры
- Биотехнологии
- Генетическая связь
- Аминокислоты. Белки
Суть основных изменений Конституции: плюсы, минусы, зачем это нужно (часть 1)
Президент предложил закрепить статус Государственного совета в основном законе страны, тем самым поставив его в один ряд с правительством России.
После речи депутата Госдумы Терешковой об обнулении сроков правления действующего президента, эти полномочия уже не стали столь весомыми – ведь появился прецедент, что правление Путина беспрепятственно продлится до 2036 года. Дай бог ему здоровья.
Все знают, что у них есть недра – ведь это народное достояние, но никто не ощущает радости от этого, потому что само понятие «достояние народа» с годами правления одного человека прошло жесткую деформацию: если в Конституции СССР была четко обозначена принадлежность недр народу, то новая статья 9 уже определяет, что недра «могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».
Путин предлагает в Конституции слово «продолжатель» заменить на «правопреемник», что РФ уже не будет продолжателем СССР, а станет его приемником. Вроде бы, одно слово, а все в корне меняется.
Правопреемством в юридической науке называют переход прав и обязанностей от одного лица (субъекта права) к другому. То есть одно государство исчезло с лица земли, а абсолютно другое взяло на себя его функции и обязательства. Если раньше Россия хоть как-то продолжала основные положения СССР, то сейчас может этого и не делать.
Доктор юридических наук, директор Центра международного права и гуманитарных проблем Дипломатической академии МИД России, член Постоянной Палаты Третейского Суда в Гааге Черниченко С.В. так прокомментировал изменения: « Если Россия была признана международным сообществом в качестве продолжателя СССР, т.е. тем же самым субъектом международного права, она не может в каком-то отношении рассматриваться как некий новый субъект международного права, правопреемник бывшего СССР».
Исполнительный директор оргкомитетов международных конференций по Геополитике и международным отношениям Кудинов Александр Петрович так высказался по этому поводу: «РФ не может быть ни приемником, ни продолжателем СССР, так как РФ была образована с нарушением конституции РСФСР от 1978 года, (см. гл. 1, ст. 5), юридически она не законна».
Итак, пройдемся постатейно.
- Статья 67 – смущает слово «правопреемник».
- Пункт 2 статьи 67 — о памяти предков и наших идеалах — смущает лишь вставленное слово Бог: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». Это противоречит статье 28 той же Конституции, где говорится: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
- Статья 68 пункты 2, 3 и 4 – о сохранении национальных языков и культур, все хорошо.
- Статья 60 — о коренных и малых народах также вопросов не вызывает.
- Статья 70, подпункт «т» запрет на двойное гражданство — впечатляет.
- Статья 75 п.6 — об индексации, настораживает пожизненное утверждение в Основном законе того, что индексация будет всегда, что влечет мысль о мизерных копеечных пенсиях. Также стоит внимательно вчитаться в новый пункт: «В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, а также осуществляется индексация размера пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом». Настораживает фраза «на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений» — такое ощущение, что солидарные с родителями дети должны помогать им в старости. Да и то, что индексация будет установлена очередным Федеральным законом — вообще не внушает доверия.
- Статья 81 о президентстве не более 2-х сроков по 6 лет – тоже хорошо, но почему-то порядок выборов будет определяться очередным Федеральным законом — а в него можно, как известно, все что годно вложить.
- Статья 95 увеличивает значимость и полномочия Совета Федерации.
- А вот статья 119 предписывает вместо референдума простое голосование, где результат будет рассматриваться не от общего числа жителей России, а от количества пришедших на голосование. Этого раньше никогда не было. Учет голосов шел от числа избирателей. А тут новшество – пришло 3 человека, и большинство пришедших в количестве двух человек проголосовали за, то конституция принята – добро пожаловать в новую светлую жизнь! Этого не должно быть.
Непонятной осталась и поправка о государствообразующем народе, там говорится, что таковым является народ, чей язык русский. Странно, ведь на русском языке говорят множество народов и представители разных национальностей. Как-то совсем коряво получилось. И нет ни одного слова о том, каков все же смысл того государства, которое должен образовывать этот самый государствообразующий народ.
Прочитав поправки, вспомнился Верещагин: «За Державу обидно».
«>
Ожидаю с нетерпением обновленную статью. В свете последних великий изменений!
«>
Считаю что любой человек должен ознакомиться с конституцией, для элементарного понимания базовых вещей, касаемых прав и обязанностей, о которых должен знать любой гражданин страны.
«>
Да ничего не даёт знание Конституции, ведь она лишь задаёт некий коридор, за пределы которого не могут выходить нижестоящие правовые нормы, но многие законы весьма спорны в плане противоречия основному закону.
Взять хоть запрет на государственную гражданскую службу для лиц, которые без уважительных причин не служили в армии. Конституция гарантирует равный доступ к государственной гражданской службе, а тут вот такая дискриминационная норма, самое забавное, что такого запрета нет для лиц уличенных в коррупции — всё с ног на голову.
- Уровень МРОТ теперь не может быть ниже прожиточного минимума.
- Индексация пенсий обязана проводиться не реже раза в год.
- Социальные пособия также должны индексироваться.
- В Конституции РФ закреплено упоминание Бога: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство».
- Конституция РФ обеспечивает защиту исторической правды и подвига народа при защите Отечества.
- Дети обозначены как приоритет государственной политики страны.
- Русский народ признан государствообразующим.
- Понятие брака утверждено как союз мужчины и женщины.
- Признана недопустимость отчуждения национальных территорий, включая призывы к этому.
Прежде всего, на ЕГЭ 2021 по обществознанию из-за поправок изменят 14 задание. Вновь обратимся к тому, что говорят эксперты ФИПИ: «Будут включены добавленные полномочия субъектов государственной власти России». Необходимо обратить внимание на изменения полномочий:
- Президента РФ (статья 83)
- Совета Федерации (статья 102)
- Государственной Думы (статья 103)
- Правительства (статья 114)
- Судебной власти РФ (статья 118)
Знание этих изменений может пригодиться вам и во второй части экзамена. Например, в заданиях 26, 28 и 29 в ЕГЭ и в заданиях 23 и 24 в ОГЭ. Не пугайтесь: сейчас мы разберем все поправки в Конституции, которые важны для ЕГЭ по обществознанию!
При выполнении заданий с развернутым ответом, например при написании плана по темам «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание Российской Федерации», «Правительство Российской Федерации» и т.п., необходимо приводить информацию с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 01.07.2020.
Эксперты ФИПИ
Давайте теперь познакомимся с тем правками Конституции, которые необходимо с 2021 года учитывать при сдаче ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию. Для удобства восприятия довольно непростой теории и запоминания рассмотрим лишь те изменения, которые нужно знать для экзамена.
Полномочия Президента РФ • Изменение требований к кандидату: проживание на территории РФ не менее 25 лет + не имеет иностранного гражданства. • Ограничена возможность занимать должность Президента более двух сроков подряд. • Президент может освободить Премьер-министра от должности с сохранением Правительства. |
Совет Федерации • Введено новое понятие «сенатор». Члены Совета Федерации теперь называются сенаторами. • Лица, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности + бывшие Президенты могут назначаться сенаторами пожизненно. • Новые полномочия сенаторов: — могут лишить неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий; — могут назначать Председателя Конституционного суда; — направлять парламентские запросы руководителям органов государственной власти. |
Государственная Дума • Ужесточены требования к депутатам: избираться вправе лицо, постоянно проживающее в России, не имеющее иностранного гражданства и вкладов за границей. • Полномочия депутатов: — утверждать по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства; — выдвигать обвинения против Президента для отрешения его от должности или против Президента, прекратившего исполнение своих полномочий — в целях лишения его неприкосновенности; — осуществлять парламентский контроль (вместе с Советом Федерации); — нельзя одновременно занимать должность депутата и сенатора. |
Правительство РФ • Председатель Правительства несет персональную ответственность перед Президентом за осуществление возложенных на Правительство полномочий. • Ужесточение требований к премьер-министру, министрам и иным руководителям федеральных исполнительных органов: возрастной ценз — 30 лет, лицо не должно иметь иностранного гражданства и вкладов за границей. • Председатель Правительства вступает в должность после утверждением его кандидатуры Государственной Думой. • Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды |
Судебная система • Уменьшение состава судей Конституционного суда с 19 до 11 человек; • Новая обязанность Конституционного суда — проверка конституционных актов по запросу Президента РФ; • Ужесточение требований к судьям: отсутствие иностранного гражданства и вкладов за пределами РФ . |
Органы местного самоуправления Органы местного самоуправления и органы государственной власти теперь входят в единую систему публичной власти Российской Федерации. |
Новый текст Конституции РФ с поправками 2020
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.
- «Смещение судей Советом Федерации нарушает саму Конституцию» Бывший федеральный судья Сергей Пашин — о том, почему начатая Путиным реформа судов окончательно уничтожит их независимость
- Новости
- Истории
- Разбор
- Игры
- Шапито
- Подкасты
- Meduza Live
- Вечерняя Медуза
- Срочные новости
- Все новости
- Шапито
- Бот
Новая редакция Конституции РФ с изменениями на 2020 год
- Реклама на «Медузе»
- Прайс-лист
- Примеры нативной рекламы
- Требования к баннерам
- Написать в рекламный отдел
- Читаем
- Как заработать
- Как инвестировать
- Как застраховать
- Финграмота
- Государство поможет
- Жить красиво
- Пользуемся
- Калькуляторы
- Книжная выжимка
- Онлайн курсыNew
- Страхование онлайн
- Деньги онлайн
- Видео
- Наш проект
- Политика конфиденциальности
- Редакция
- Напишите нам
- Федеративное устройство
- Положения о Президенте РФ
- Федеральное собрание
- Органы исполнительной власти
- Суды и прокуратура
- Местное самоуправление
- Вместо заключения
В статью 67 вводится специальный термин – «федеральные территории». Создаваться такие зоны будут на основании закона. Этим же документом определят структуру публичной власти. Особенностью станет прямое подчинение центральному аппарату. Предполагается, что территории создадут в местах расположения стратегических объектов, заповедников, военных баз. Местные и региональные власти окончательно утратят контроль в отношении этих территорий.
Кроме того, в норме появится прямой запрет действий, направленных на отчуждение российских земель. Исключение сделано для следующих случаев:
- Делимитация – установление границы со смежным государством в результате переговоров.
- Демаркация – формирование границ с установкой специальных знаков на основании международных документов.
- Редемаркация – уточнение или восстановление пограничных столбов и меток.
В Конституции РФ должна появиться новая статья 67.1 об историческом наследии. Россия признается правопреемником советского государства. Это касается активов за пределами страны, членства в международных объединениях, участия в договорах.
В основном законе будет указано на основные ценности. К таковым отнесли государственное единство, веру в Бога, сохранение памяти предков, почтение к защитникам Отечества, историческую правду. Приоритетом признаны дети, а именно их всестороннее развитие, воспитание и образование. Особое внимание уделено взращиванию в несовершеннолетних гражданах патриотических чувств и уважения к старшему поколению.
В статью 68 предлагают включить положение о защите уникальной многонациональной культуры РФ. Уточнению подверглись и нормы о коренных народах. Государство гарантирует сохранение самобытности, а также оказание поддержки соотечественникам за рубежом. Поправки в ст. 70 позволят переносить места постоянного пребывания органов власти из Москвы в другие города.
Уточнению подвергся и объем полномочий Российской Федерации. В норме появились упоминания об информационных технологиях, электронной безопасности. На федеральном уровне будут устанавливать ограничения для региональных и муниципальных служащих. Централизация власти усилится. Одновременно скорректировали требования к чиновникам:
Уровень |
Минимальный возраст |
Гражданство и место жительства |
Имущество |
Глава субъекта РФ |
30 лет |
На должность назначаются только россияне. Наличие иностранного гражданства делает невозможным занятие поста. |
Запрещено открывать вклады или хранить ценности в иностранных учреждениях за рубежом |
Руководитель федерального органа власти |
Вопросы совместного ведения РФ и регионов практически не изменились. Список пополнился молодежной политикой.
В статье 72 особо выделили определение брака. Таковым признан союз мужчины и женщины. Акцент сделали на необходимости поддержания здорового образа жизни, создании благоприятных условий воспитания детей. Этими проблемами власти будут заниматься совместно.
В статью 75 Конституции РФ ввели положения о минимальной оплате труда на уровне прожиточного минимума. Здесь же закреплено обязательство о ежегодной индексации пенсий, актуализации социальных пособий, адресной поддержке граждан. Основной закон страны дополняется ст. 75.1. Норма признает обязанностью государства создание условий экономического роста и улучшение благосостояния населения.
В статье 79 устанавливается приоритет российского права над международным. Если решения, например, Европейского суда будут противоречить Конституции РФ, исполнять их откажутся. Одновременно в основной закон страны вводится норма о принятии мер к укреплению и обеспечению мира на планете. Действовать Россия обязана с учетом принципа невмешательства во внутренние дела государств.
Поправками уточнено определение статуса главы государства. Избираться он по-прежнему будет всенародным голосованием 1 раз в 6 лет. Однако требования к кандидатам ужесточили:
- возраст – от 35 лет;
- постоянное проживание в России – не менее 25 лет;
- отсутствие иностранного гражданства, в том числе в прошлом;
- отказ от вида на жительство или иных прав постоянного пребывания в зарубежных странах;
- запрет на хранение денег и ценностей в иностранных учреждениях за пределами РФ.
Это означает, что стать президентом могут только коренные жители. Исключение сделано для населения территорий, включенных в состав РФ. Отдельным пунктом сроки действующего главы государства «обнулили». После вступления в силу поправок Владимир Путин сможет избираться на пост не менее 2 раз.
Изменения заметно усиливают позиции президента. При одобрении закона 1-ФКЗ его компетенция будет дополнена следующими позициями:
- Утверждение структуры органов исполнительной власти, внесение в нее изменений, а также определение ведомств для личного руководства.
- Принятие отставки Председателя Правительства РФ, его заместителей, федеральных министров.
- Назначение ключевых руководителей исполнительных органов. Исключения сделаны лишь для министров обороны, юстиции, государственной безопасности, внутренних и иностранных дел, чрезвычайных ситуаций. Эти должностные лица могут занять пост с одобрения Совета Федерации.
- Самостоятельное назначение Генерального прокурора РФ, его заместителей и руководителей нижестоящих надзорных ведомств. Условием становится консультация с верхней палатой парламента.
- Постановка вопросов о смещении судей КС и ВС РФ, в том числе председателей и их заместителей. Внести представление в Совет Федерации России президент может как при совершении указанными лицами порочащих поступков, так и в иных случаях.
- Выдвижение кандидатов на должность главы Счетной палаты РФ и половины аудиторов.
- Создание Государственного совета РФ, основной целью которого является обеспечение согласованной работы органов публичной власти. Статус этого формирования определяется отдельным законом.
В Конституции России может появиться ст. 92.1. Норма предусматривает сохранение неприкосновенности на случай отставки президента. Лишение таковой допускается при отрешении от должности и принудительном снятии полномочий. После ухода с поста вопрос рассматривается отдельно.
Алгоритм выглядит следующим образом: